Флейта кена своими руками

Флейта кена своими руками

Кена — инструмент из Латинской Америки, имеет 7 игровых отверстий. Шесть отверстий расположены впереди, и одно на тыльной стороне. Диапазан кены больше двух октав. Так как она продольная, то на ней удобно играть, и можно достичь скоростной техники.
Традиционно кена выполняется из тростника. Я мастерю кену из бамбука, а так же из дерева разных пород. Основные тональности тональности G, D. Но при желании заказчика, возможны и другие тональности.

В юности у меня была виниловая пластинка с записью Эль кондор пасо (El Condor Paso) На этикетке было написано перуанская народная песня. Я тогда не знал на каком инструменте было сыграна эта песня. Но звук остался в памяти надолго. Вот бы увидеть эту дудочку думал я! Случай свел меня с индейцами из южной Америки. Это была настоящая кена, сделанная в Перу. Я взял ее в руки, и сказал что очень хочу играть на таком инструменте.
До этого и весь вечер пока я слушал игру индейцев, кена представлялась мне сугубо этническим инструментом для народной музыки. Потом я узнал, что на этом инструменте звучит любая музыка -от этники до джаз рока. У кены острый звук при атаке, и она может гнуть звук. А если добавить еще и голос, то звучит фантастично!

Слушать кену:

  1. [sc_embed_player fileurl=’/audio/kena1.mp3′ volume=»50″]
  2. [sc_embed_player fileurl=’/audio/kena2.mp3′ volume=»50″]

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Вторник, 21 Февраля 2017 г. 00:31 + в цитатник

Что понадобится

– ножовка;
– наждачная бумага: крупная, средняя и нулевка;
– металлический стержень для прожигания и орудования в канале;
– круглый напильник и полукруглый надфиль;
– нож для чистки отверстий после прожига;
– дрель, в которую вставляется стержень с намотанной шкуркой для чистки канала;
– полимерная нить для перевязки;
– компьютер или тюнер для настройки.

Выбор бамбука

Тут возможны два варианта — купить настоящий хороший бамбук или взять часть от бамбуковой удочки (то, что часто это не совсем бамбук, а очень даже листоколосник — неважно). Купить бамбук можно в строительных фирмах, продающих его для оформления интерьеров. Удочка — возможный, но не лучший вариант, так как обычно для них берется бамбук небольшого диаметра с множеством перемычек, которые надо будет убирать и шлифовать внутри. С другой стороны, на моей памяти удочки не давали трещин, в отличие от плохо просушенного бамбука строительных фирм. Впрочем, исключения случаются и в удочках, и в строительных фирмах, и выбирать надо внимательно.

Измерения:
1. Внешний диаметр 23-33 мм. Чем равномернее толщина по всей бамбучине — тем лучше.
2. Толщина стенок: 2-4 мм.

Хорошо бы не было трещин.

Обычно бамбук продается длинными стеблями, но в строительных фирмах можно попросить, чтобы отпилили, сколько нужно, или отпилить самому. Я обычно беру полутора- двухметровые бамбучины, из которых может выйти 2-3 флейты. Но чем короче — тем удобнее нести домой.

Диаметр и толщина стенок

Чем бамбук ровнее, тем лучше.

Бамбук состоит из сегментов. Каждый сегмент может образовывать свой конус, диаметр которого внутри на одном конце сегмента будет шире, а на другом — уже, а следующий сегмент снова будет конусом. Это неподходящая конструкция. Из неё всё же можно сделать флейту, но она будет однооктавной, поскольку вторая октава не будет строить. Внутренний канал флейты должен быть цилиндром либо конусом, причем сужающимся к выходу, не наоборот.

Вначале нужно понять, какую флейту будешь делать

От этого зависит, какой тип амбушюра будет у флейты. Например, на сяо перегородка у рассекателя воздуха традиционно оставляется, а у сякухати и кены — нет. У поперечных флейт перегородку перед отверстием амбушюра можно оставлять, а можно закрывать пробкой.

Отношение внутреннего диаметра флейты к длине должно укладываться в 1:25 – 1:30.

Если куплена треснувшая бамбучина, или если она треснула по дороге, то вначале надо ее перевязать. Потом можно отпиливать нужную длину флейты.

Удаление перегородок

Проверка канала. Видно, что перегородка сточена плохо.

Сегменты бамбука разделены внутренними перегородками, которые надо убирать. Их можно прожечь, а можно выбить.

Некоторые говорят, надо опустить раскаленный шарик от подшипника внутрь флейты, и он прожжет перегородку. По мне, это неудобно, так как нужно искать подшипник нужного размера — чтобы он хорошо подходил к диаметру, ведь если брать подшипник меньшего диаметра — это оставлять края у перегородок, а оставлять края значит ухудшать звук.

Я пользуюсь длинным железным 8-мм прутом и для выжигания, и для выбивания перегородок, и для прожигания игровых отверстий, и для стачивания перегородок намотанной на него шкуркой. Универсальная железка такая. Накалять прут можно на газовой плите или газовой горелке. Выбить перегородки — быстрее и проще, чем выжигать их, а их остатки можно отшлифовать длинным напильником или шкуркой, намотанной на тот же прут. Тем более что шлифовать внутри все равно надо — тонкая пленка на внутренних стенках при выбивании сдирается, отслаивается и портит звук. Например, слегка зудит. Остатки перегородок надо убирать крупной шкуркой, а шлифовать стенки — мелкой. Потом надо пройтись внутри мокрой тряпочкой, также намотанной на прут.

Читайте также:  Утепление между стен пеноизолом

Вытачивание амбушюра

Амбушюры разных флейт

Острый край амбушюра позволит звучать полному диапазону волн от низких до высоких, поэтому чем острее звукопроизводящий край, тем лучше. От того, где он будет находиться и какой он будет формы, будет зависеть характер звука и, в некоторой степени, национальная принадлежность флейты.

Очень хорошо, если у вас есть образец, с которого можно скопировать амбушюр. По фотографиям и описаниям сделать труднее.

У разных флейт он делается по-разному. У сякухати, например, просто отпиливается кусочек под углом, шлифуется, и готово. Правда, на хороших сякухати делаются вставки в амбушюр из твердых пород дерева для лучшей сохранности звукопроизводящего края. Но звучать флейта будет и без нее, а технологически это сложнее, чем спилить уголок. У сяо вытачивать амбушюр надо полукруглым надфилем, долгое и нудное занятие. У кены довольно просто — круглым напильником снаружи и изнутри, чтобы получилась аккуратная выемка в крае, причем можно делать полукруглую выемку, можно квадратную, а можно углом. А у бансури совсем легко — надо просто прожечь отверстие. Другое дело, что прожечь его надо точно в нужном месте.

Амбушюр сякухати
Уголок бамбука аккуратно спиливается ножовкой под углом около 30 градусов так, чтобы углубление звукопроизводящего края внутрь флейты было около 3-5мм, и затем тщательно шлифуется сначала шкуркой покрупнее, потом нулевкой. После этого можно пропитать срез воском с помощью утюга и бумаги, тогда тот станет совсем гладким.

Амбушюр бансури
Отверстие прожигается так, чтобы его левый край отстоял от стенки перегородки или пробки на расстоянии от 1 до примерно 7 мм, иначе при передуве флейта не будет строить. Расстояние зависит от строения канала. Отверстие не должно быть маленьким, оно должно быть побольше, чем тоновые отверстия. На это, конечно, влияет диаметр флейты, но надо помнить, что в большое удобнее дуть. Лучше делать отверстие овальным. Угол рассекателя получается 90 градусов.

Амбушюр сяо
В крае прожигается или просверливается небольшое, достаточное для полукруглого надфиля косое отверстие. Потом аккуратно растачивается под углом 45 градусов, причем не так, как у сякухати, а наоборот. То есть, у сякухати косо с верхней стороны амбушюра и прямо с нижней, а у сяо косо снизу и прямо сверху. У сяо традиционно оставляется перегородка у амбушюра. Она достаточно тонкая, около 1-2мм толщиной, поэтому стачивается легко, в отличие от самой стенки бамбука. За этим нужно следить и не переборщить. Линия рассекателя выглядит как половинка круга.

Амбушюр кены
Берется круглый напильник (можно взять треугольный напильник или плоский надфиль — в зависимости от того, какой формы будет амбушюр) и в стенке флейты вытачивается «арка», причем и сверху, и снизу. Угол рассекателя получается около 30-40 градусов, снизу угол относительно стенок флейты намного меньше, более пологий, чем сверху, поэтому снизу заточка проходит дальше внутрь флейты.

Расчёт расстояний и прожигание отверстий

Кроме игровых бывают и настроечные, но об этом потом. Чаще всего флейты имеют мажорный строй. Это значит, что при последовательном открытии отверстий звук изменяется следующим образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон, например до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до — эта известная всем фраза является мажорным звукорядом.

Формула мажорной флейты

Чтобы сделать мажорную флейту, следует придерживаться формулы 17-10-5-10-8-7. Эти цифры — расстояние между центрами отверстий в процентах от длины флейты при условии, что их шесть. Это применимо и к продольной флейте, и к поперечной. На продольной последнее шестое отверстие (ближнее к амбушюру) удобнее делать снизу флейты — под большой палец; на поперечной сверху.

В принципе, отверстия можно вырезать ножом, только нож должен быть очень острым, а рука осторожной. Я предпочитаю прожигать. Тем более, что флейта приобретает потрясающий аромат, который держится несколько месяцев.

Ориентировочно диаметр отверстия равен 1/3 внутреннего диаметра флейты. Моим восьмимиллиметровым прутом получаются очень хорошие дырки, которые почти не надо править, а иногда прожигаешь так, что отверстие сразу точно строит.

Тоновые отверстия можно делать не круглыми, а чуть овальными,вытянутыми вдоль длины флейты — для удобной игры на полутонах при их частичном открытии. Это относится к маленьким флейтам, на которых играют подушечками пальцев,а не фалангами, как на больших. Третье отверстие должно быть диаметром примерно в полтора раза меньше остальных, поскольку оно полутоновое. Диаметр остальных будет зависеть не только от диаметра флейты, а еще и от того, насколько точно выдерживается формула и как хорошо она сочетается с внутренним строением канала. К примеру, если первое выжженное отверстие немного не дотягивает до тона, его надо сделать побольше с помощью напильника или ножа.

Читайте также:  Кпд твердотопливного котла на дровах

А вот наоборот не получится, хотя здесь есть уловка — залить края белым клеем. Когда клей схватывается, он становится прозрачным и не портит внешний вид, если его немного. Но если не уверен, то лучше вначале прожечь отверстие меньшего диаметра, а дальше увеличивать диаметр растачиванием при необходимости.

На больших флейтах нужны железяки большего диаметра. Для этого могут подойти сверла. Но не для того, чтобы сверлить отверстия, от этого флейта может треснуть, а для того, чтобы обратной раскаленной стороной их прожигать. На маленьких флейтах, соответственно, меньшего. Тогда для прожига нужен либо очень толстый гвоздь, либо не очень толстое зубило.

Настройка

Каждое вновь сделанное отверстие необходимо проверять на частоту, и даже когда ещё нет отверстий, а только амбушюр — тоже надо проверять, ведь это ключ флейты, основная её нота. Причем угол амбушюра относительно губ при проверке должен быть самым удобным, то есть таким, что будет использоваться чаще всего, потому что угол наклона флейты можно изменять для плавания вокруг нот, для игры на полутонах.

Если на компьютере нет микрофона, то проверить настройку можно так: на несколько секунд на компьютере запустить звук нужной частоты, предварительно сгенерированный к примеру в Sound Forge, и одновременно подудеть. При неточной настройке из-за разницы в несколько герц появляются характерные переливы, которые называются биениями. Если звук ниже, чем нужно, то можно аккуратно увеличить отверстие, дожечь. А если выше — плохо. Придётся заливать отверстие клеем, пытаясь добиться уменьшения её диаметра.

Проверять частоту нужно и на второй октаве, с передувом. Если на одной и той же позиции пальцев первая октава даёт чистую ноту, а вторая октава высит или низит, значит либо канал внутри состоит из нескольких конусов, либо недоточены перегородки, либо неправильно установлена пробка. Чтобы выровнять октавы, надо во-первых постараться сделать канал ровным, во-вторых подогнать положение пробки относительно лабиума, то есть отверстия для вдувания, и в-третьих, если это помогло плохо, можно применить косую расточку игровых отверстий.

Косая расточка в сторону амбушюра применяется, когда вторая октава низит. Косая расточка в сторону конца флейты применяется, когда вторая октава высит. В первом случае подтягивается вторая октава, во втором повышается первая, и тут надо очень аккуратно работать, чтобы не слетел ключ флейты.

Перевязка

После того, как все готово, необходимо предотвратить возможное растрескивание флейты — перевязать ее. Потребуется полимерная нить толщиной 0,3-0,7 мм. Рекомендуется одеть перчатки, так как давление сильно натянутой нити на кожу довольно велико. Следы остаются на день-два.

Схема безузловой перевязки флейты

Белую полимерную нить можно варить в чае. Особенно хорошо подходят пакетированные — они красят лучше всего, и не надо потом убирать чаинки с нити. Варить от 5 минут до получаса, чем дольше — тем темнее нить. В результате получается золотистый оттенок, который отлично смотрится на любом бамбуке.

Чтобы сделать эстетично, можно предварительно выточить круговые канавки в поверхности флейты глубиной, равной толщине нити. Получится так, что рука не будет цепляться за обмотку флейты при движении по бамбуку.

Так выглядит утопленная в проточенном канале перевязка

Для надёжного сдерживания бамбука от растрескивания будет достаточно 15-20 витков. Меньшее количество будет хуже держать, а больше просто не нужно. Хотя у бансури традиционно на концах флейты делают широкие перевязки.

Полимерная нить тянется. Поэтому чтобы витки не отходили друг от друга в готовой обмотке, сначала следует её сильно растянуть. С катушки отматывается метр нити и максимально растягивается. После этого можно перевязывать.

Данный мастер-класс посвящён изготовлению замечательного музыкального инструмента — флейты. И сделаем мы не просто флейту, а флейту любви! По-простому, пимак. Этот инструмент имеет замечательный мягкий звук и приятный тембр, который никого не оставит равнодушным.

Чтобы данную флейту смогло сделать как можно больше людей (а ещё лучше — все, кто просмотрел данный мастер-класс), в работе мы не будем использовать ничего экзотического. Это касается как материалов, так и инструментов. Постараюсь всё изложить в краткой и доступной форме. Итак, начнём 🙂

Для работы нам понадобится:

Читайте также:  Как правильно спланировать кухонный гарнитур

Выше приведён краткий список основных инструментов. О всех остальных буду говорить по ходу дела, они обычно есть у всех наверняка.

Из чего мы делать? Будем делать из такого экзотического материала, как бамбук. Использовать именно этот материал советую по простой причине: с ним проще всего работать, и нет необходимости тратить времени на формирование канала. Об этом следующий абзац.

Лирическое отступление. Традиционно пимак изготавливается следующим образом: берётся какая-либо палка, распиливается или раскалывается пополам. В каждой половине стамеской формируется желоб. Затем половины склеиваются и из полученной деревянной «трубки» изготавливается флейта.

Мы же пропустим все эти трудоёмкие и времязатратные стадии и будем использовать готовую "трубку", какой и является бамбук.

Купить бамбук можно в садовом магазине. Обычно в таких магазинах продаются бамбуковые опоры в кокосовой стружке. Стружка нам не нужна, выбрасываем. Бамбук оставляем. И используем не по назначению. А вообще, в оборот можно пустить пару бамбуковых удочек, если таковы имеются.

Итак, берём бамбук.

Устройство пимака таково, что вдуваемый человеком воздух идёт не напрямую на срез свистка, а через предварительную камеру. Подробно не рассказываю, обо всём этом поймёте в процессе изготовления. В крайнем случае можно почитать в интернете.

Начнём мы с формирования свистка. Для этого необходимо немного сточить напильником колено бамбука (именно над коленом, а не где попало). Стачиваем заштрихованную область.

Затем размечаем будущие свистковое и вдувное окошки. Линейкой и карандашом. По крайней мере, нормальные люди берут их. Я беру калькулятор и карандаш.

Окошки по форме близки к квадрату, хотя длина (параллельна колену) чуть больше, и составляет примерно четверть диаметра флейты. Размеры свисткового окошка играют важную роль, размеры и форма вдувного (через которое будет идти воздух) не так важны, это окошко может быть хоть круглым или треугольным. На фото свистковое снизу, вдувное сверху.

Важный момент! Разметить нужно так, чтобы внутренняя перегородка бамбука была строго между окошками. Причём как можно ближе к свистковому окошку. И не надо рассчитывать по внешнему колену. Снаружи колено может быть в одном месте, а перегородка внутри немного смещена на 2-3 мм. А это для нас важно.

И доводим всё до ума

Теперь отвлечёмся ненадолго от свистка и обратим внимание на тело флейты. Пока что мы имеем? Неготовый свисток на бамбуке. И всё. При этом наша флейта пока даже трубкой не является (мешает внутренняя перегородка под другим коленом). Поэтому нужно решить эту проблему.

Для этого требуется отпилить флейту либо до колена, чтобы его вообще не было. Либо отпилить после колена (а может и оставить всё как есть) и убрать внутренню перегородку. Выбор зависит от планируемой тональности (чем она ниже, тем флейта длиннее) и от физики флейты. Подробно про физику не будем. Главное, запомнить правило: размер флейты от свистка до конца должен насчитывать от 17 до 20 внутренних диаметров. Ни больше, ни меньше.

Лобзиком отпиливаем флейту как нам нужно и закругляем надфилем края, если они неровные.

Далее, в данном случае из обрезков бамбука (хотя можно взять что угодно, главное, чтобы это «что-то» было плоским с одной стороны) мы делаем блок. В самом простом варианте это ровная прямоугольная дощечка, которая должна полностью покрывать наш «прямоугольный желоб». А вообще в качестве блока профессионалы порой используют различные резные фигуры и прочие красоты из дерева.

Берём что-нибудь очень горячее (например гвоздь). Берём не руками, а плоскогубцами (хотя если вместо гвоздя что-то длинное, можно и руками) и жгём дырки. Жжём, жжём. В общем, шесть раз жжём.

Получаем уже нечто, очень похожее на флейту

Далее берём тюнер, полукруглый надфиль. Взяли? И теперь долго и упорно растачиваем отверстия, чтобы звук попадал в ноту. Строй пимака — минорная пентатоника. Музыканты-теоретики знают, что это такое. Я нет, поэтому просто использую шпаргалку, какие должны быть ноты.

Важно! Для любителей сэкономить время. Ни в коем случае не используйте свёрла и дрель. По крайней мере обычные. Флейта треснет, пока вы будете делать первое отверстие. Если уж не хотите тратить час своего времени на расточку отверстий, используйте бормашинку и насадки к ней. Либо микродрель-гравер, используемый для гравировки. У гравера высокие обороты, это не позволит флейте треснуть.

Ну, наконец мы сделали игровые отверстия нужного диаметра, используя все известные и неизвестные методы проделывания дырок отверстий. Получилось вот так.

Осталось дело за малым — украсить и пропитать. Украшаю капроновыми нитями тёмно-синего и красного цветов и пропитываю внутренний канал льняным маслом. Флейта готова!)

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector